Как аналитик ботал продакт-менеджмент

Mariya Mansurova
12 min readApr 16, 2021

--

Отзыв на интенсив Валерии Розовой

Недавно я прошла просто лучший курс, который когда-либо встречала — интенсив для продакт менеджеров от WANNABELIKE и не могу не рассказать про это миру.

Поскольку обучение это довольно субъективная и личная вещь, то начну издалека — с предыстории, как я оказалась на курсе, и background’a.

Предыстория

Background

Я больше 9 лет занимаюсь самой разной аналитикой.

Первые полтора года я работала в кровавом enterprise: писала требования для разработчиков по интеграции с биллинговой системой, которая в 2012 году выглядела как MS-DOS, популярный в 80-х.

А потом меня захлестнул хайп анализа данных и я устроилась работать в Яндекс, где и познакомилась с продуктовой аналитикой. Последние лет 5 я работаю в команде Яндекс.Метрики и AppMetrica: руковожу командой крутейших аналитиков и помогаю менеджерам принимать продуктовые решения, основываясь на данных.

Sapere Aude

Как человек, закончивший бакалавриат МФТИ со средним баллом 5.0, я (совсем немного) ботан и периодически на меня находит запойное желание чему-нибудь поучиться. Так я выучила machine learning по курсу Яндекса на Coursera и прошла ещё курсов 5 на Udacity за полгода.

В курсах меня привлекает то, что делая практические задания, ты узнаешь либо новые способы решить уже знакомую задачу более эффективно либо какие-то новые идеи, которые можно применить в своей работе, например, использовать многоруких бандитов или ML в AB-тестировании. Поэтому я люблю ходить за вдохновением даже на относительно простые курсы по темам, в которых я разбираюсь, или изучать смежные направления.

К сожалению, иногда рабочая рутина захлестывает и я могу долгое время ничем специально не заниматься (хотя и понимаю, что это не айс в нашей быстро развивающейся области).

Мой первый курс по продакт менеджементу

Очередной запал чему-нибудь поучиться случился, когда в декабре муж подарил мне на день рождения курс GoPractice. Его продвигают как курс продакт менеджемента, хотя на мой взгляд он в большей степени курс аналитики.

Я хотела пройти этот курс ради возможности погрузиться в задачи аналитика мобильного приложения, потому что мне полезно понимать, чем живут пользователи AppMetrica и с какими проблемами сталкиваются.

GoPractice я прошла где-то за месяц. И несмотря на его простоту (* для человека с 7 годами опыта аналитики), в целом, я получила даже больше чем ожидала от курса: вернула себе привычку тратить время на осознанное самообразование и попользовалась сервисом Amplitude, который является нашим прямым конкурентом.

Как я попала на интенсив

И в таком приподнятом настроении и желании поучиться ещё чему-нибудь, я наткнулась на сообщение Леры Розовой о старте интенсива для продакт менеджеров. Если честно, я даже не вспомню как так получилось, что я подписалась на Facebook Леры. Но я знала, что Лера была CPO Qlean’a и она ассоцируется у меня с супер-профессиональным продактом, у которого есть чему поучиться. Поэтому я сильно задумалась.

Анонс интенсива от Леры

С одной стороны программа звучала интересно и всеобъемлюще: стратегия, экономика, аналитика, исследования, дизайн и управление командой. К тому же я верю, что аналитикам полезно глубже разбираться в продукте целиком (а не только в аналитике), чтобы помогать решать настоящие проблемы бизнеса.

И время было просто идеальное: с апреля уже наступала пора выходить в офис, а это значит как минимум час в день придётся стоять в пробках. Так что, это была отличная возможность провести последние свободные домашние вечера с пользой.

Также меня подкупил подход, что в WANNABELIKE нет скидок и каждый следующий интенсив стоит дороже предыдущего. При чём это подкупило меня не эффектом дефицита, а ценностью продукта: инфо-бизнесы с постоянной скидкой в 50% на курсы мне кажутся менее ценными и полезными, раз уж создатели готовы продавать их за половину стоимости.

Но с другой стороны у меня были и сомнения. Я не имею опыта работы менеджером. При это на лендинге Лера честно предупреждает, что джуниорам будет сложно. А я ведь даже не джуниор…

Раздумья ни к чему особо не привели и я решила сходить на эфир, где Лера в поддержку интенсива проводила Q&A. Эфир был крайне приятный: Лера ответила на кучу вопросов, например, как проводить эксперименты в b2b сервисах или где искать ментора и стоит ли вообще это делать.

Я подумала, что послушать Леру точно будет приятно и полезно, поскольку она подходит структурно ко всем обсуждаемым темам и раскладывает всё по полочкам. И вписалась на интенсив тем же вечером.

Интенсив

После оплаты курса Лера добавила меня в общий чат с другими участниками. По традиции всё началось с того, что мы познакомились. В основном, участники уже были менеджерами или даже product owner’ами со стажем.

Каждую неделю у нас было по 2 лекции на 3+ часа, но лекции — это не главное. Гораздо ценнее была самая разнообразная практика.

Personal development plan

Одним из первых заданий было составление персонального плана развития (PDP).

Сначала мы оценили себя по четырнадцати hard и soft skill’ам, прописав обоснования текущего уровня и выделив сильные стороны и точки роста.

Затем для каждого навыка придумали способы его развития, которые подойдут лично нам. Например, один из участников курса поделился, что для него лучше всего работает внешняя мотивация и в его PDP была идея публичных обещаний в том числе перед боссом. Поэтому мне очень понравился этот подход с личным планом, поскольку мы все разные, для нас работают разные подходы и никто лучше нас самих не сможет их сформулировать.

Немного про навыки продактов и способы их развития можно почитать в статье Леры.

Практика на лекции

Чтобы мы не расслаблялись и не скучали на лекциях, Лера периодически давала практические задания. Например, на занятии по стратегии мы искали примеры плохих стратегий в интернете (spoiler: их очень много), а на занятии по метрикам придумывали и обсуждали метрики для разных бизнесов.

Пример плохой стратегии с лекции

Продуктовые кейсы

За всё время я прорешала 16 кейсов про разные продукты: от foodtech компании до Wikipedia.

Самый запомнившийся кейс для меня был из моей области — аналитики: составить иерархию метрик для средневекового осадного орудия. Мы все привыкли к нашему стандартному миру IT и высоких технологий и было очень необычно применять привычные подходы к такой далекой области как военное дело в Средневековье, но это работает.

Интервью с людьми

Одним из первых заданий было — найти 5 человек из разных по размеру компаний (от маленьких стартапов до больших корпораций), узнать у них особенности работы и потом написать про это небольшую заметку.

Сначала я решила, что я программист-интроверт и это точно не для меня. Но пошерстив контакты знакомых в Facebook и сообществах, я написала нескольким людям и к моему удивлению все они согласились пообщаться и рассказали много интересного про то, как устроена жизнь в их компании.

Если вдруг вы это читаете, то огромное спасибо :)

Отрывок из моей заметки по итогу интервью

Групповая работа

Также нас сразу поделили на группы по 4–5 человек во главе с капитаном (поскольку при представлении я сразу сказала, что я under-junior, то капитаном была не я).

В групповых проектах у нас должно было быть 3 проекта: ревью индустрий, база знаний метрик для различных типов продуктов и обзор продуктового рынка в разных странах мира (до последнего проекта на нашем потоке не дошел никто и, видимо, не судьба).

Первые два проекта мы вот прямо сейчас доделываем и надеюсь, из нашей работы ещё получатся классные публикации в СМИ и можно будет поделиться этим с миром.

UPD. По итогу вышла классная статья про метрики для 7 различных бизнес-моделей.

Product daily news

Также каждый день у нас был дежурный по новостям, который постил в общий чат небольшой дайджест новостей.

Мой дайджест новостей был такой

Бонус: практика с дизайнером

Одним из дополнительных заданий на курсе была практика с дизайнером. В то же время проходил интенсив WANNABELIKE по дизайну от Миши Розова и ребята придумали классную идею: дать возможность продактам поработать с дизайнерами, чтобы все попрактиковались.

Это был интересный опыт в первую очередь наблюдения за тем, как дизайнеры собирают макеты.

Задача была сделать страницу тарифов для мероприятия, состоящего из трех частей: лекции Тони Роббинса, воркшопа и доступа на онлайн-платформу. И на всё у нас было 2 часа.

В итоге в отличие от остальных ребят у меня получился настоящий e-commerce и Миша сказал, что он не решился бы запустить такое, потому что это слишком сложно для пользователя. Но как первый опыт было интересно :)

Вот такая штука получилась за 2 часа у нас с дизайнером

Работа над своим продуктом

И наконец-то мы дошли до самого главного в курсе — работе над своим продуктом.

Я выбрала в качестве своего продукта Яндекс.Метрику.

Для меня со своим продуктом всё шло сильно проще, чем с кейсами про Петродвордоцовый часовой завод или проблемы premium бренда наушников — большинство заданий получалось сдавать с первого раза. Но было полезно структурировать свои мысли и по итогу получился готовый план про продукт (для практикующего продакт менеджера — это прямо готовая инструкция к действиям).

За курс по своему продукту мы прошли целый путь.

Контекст и стратегия

Сначала мы разобрались с контекстом, в котором существует бизнес, и сформулировали стратегию его развития.

Очень удачно совпало, что я закончила писать стратегию для интенсива ровно за день до того, как мы с командой собрались побрейнштормить проекты на следующий квартал и структурирование мыслей мне сильно помогло на брейншторме.

Экономика

Затем расписали P&L и unit-экономику.

Правда, в моём случае, когда продукт не монетизируется напрямую и ещё и затраты сложно оценить— это была скорее фантазия на тему публичного отчета Яндекса, но это уже хорошая практика и теперь P&L не звучит для меня как что-то страшное.

Аналитика

Дальше была самая знакомая для меня часть — аналитика. Мы построили иерархию метрик для своего продукта, держа в голове стратегию, и составили дашборд.

В этом блоке самым полезным инсайтом для меня было сформулировать north star метрику для нашего бизнеса.

Цель Яндекс.Метрики для пользователей — это предоставление понимания, того как работает сайт. И в этом смысле “идеальная” north star метрика (если бы мы были волшебниками и могли залезть им в голову) — это число инсайтов, которые наши пользователи получили.

Как и положено путеводной звезде, она теперь помогает лучше понимать продуктовые решения.

И даже Лера оценила :)

Исследования

После лекции по исследованиям пришла пора составить календарь исследований (какие исследования и как часто делать) и провести собственное качественное исследование.

Как интроверт в качестве качественного исследования я не пошла общаться с людьми, а изучала наш форум с идеями.

Ещё интересный инсайт, что брейншторм командой — это тоже качественное исследование.

Дизайн

Изучая дизайн, мы рассмотрели и оценили по фреймворку (у Леры есть фреймворк буквально для всего) лендинги конкурентов.

Также мы нарисовали customer journey map. Это было интересным для меня заданием, потому что никогда раньше я не пыталась пройти путём нового пользователя, поставив себя на место человека, который ещё ничего не знает в веб-аналитике. Путь новичка в мире веб-аналитики тернист, скажу я вам.

Цикл продуктовой разработки

Дальше было задание по составлению цикла продуктовой разработки: как находить гипотезы (product discovery) и претворять их в жизнь (product delivery). Как структурирующий всё фреймворк, конечно, полезно, но поскольку я не практикующий продакт, то мне это задание не особо зашло.

Управление командой

В конце курса мы рассмотрели тему управления командой и в качестве практики проанализировали стейкхолдеров, команду и процессы в ней. И в результате сформулировали план улучшения этих процессов.

Для меня как для team lead’а своей команды это была точно полезная часть. Я осознала, что идеалогически моя команда скорее ближе к kanban (continuous delivery результатов аналитики заказчикам), а большинство ритуалов у нас от scrum — нестыковочка.

И Лера ещё раз напомнила, что пришла пора навести порядок в базе знаний.

В результате курса получился прямо полный план работы над продуктом и процессами, который можно идти и претворять в жизнь. Для практикующих продактов — это прямо готовое руководство к действию.

Фидбек

Самое полезное на курсе — это фидбек от Леры и возможность позаниматься своим продуктом вместе с ней, потому что информации в свободном доступе итак предостаточно и ценность интенсива не в ней.

Каждую неделю Лера проверяла наши работы и записывала видео-фидбек, в котором давала полную обратную связь. Стоит признаться, что местами фидбек был прямым и жестким, но справедливым.

Но больше всего меня удивило неравнодушие Леры к прогрессу людей на курсе. Я никогда не встречалась на курсе с тем, что преподаватель приходит к тем, кто не успевает выполнять задания и спрашивал/помогал догнать остальную группу. Мне кажется это просто фантастически классно ❤️

Нагрузка

Как я уже писала выше, на курсе было очень много практики, за всё время я сделала где-то 30 заданий, пару групповых заданий и personal development plan.

Сначала нагрузка меня немного испугала. После первой недели прилетело:

  1. найти и проинтервьюировать 5 человек из разных компаний
  2. написать стратегию своего продукта
  3. заполнить PDP
  4. решить 3 кейса

Сначала я была в ступоре, потому что я никогда не решала кейсы и ничего про это не знала, я никогда не проводила интервью с незнакомыми людьми (и вообще интроверт) и, конечно же, стратегию писать мне тоже никогда не доводилось. При этом работу тоже никто не отменял и работаем мы обычно не то, чтобы с 9 до 18.

Для начала я договорилась с собой, что это ок не делать некоторые задания совсем, например, не общаться с людьми, потому что это совсем вне зоны комфорта.

Но в итоге я стала каждый день выделять по часу и садиться и просто делать хоть что-нибудь. Даже в кейсах, в которых было непонятно совсем ничего, я гуглила и старалась как-то сформулировать видение.

За неделю все задания удалось разгрести и это было по-своему классное время как во время сессии в универе, когда у тебя куча разных задач и каждую свободную минуту ты пытаешься хоть чуть-чуть продвинуться.

Но поскольку это не история успешного успеха, должна признаться, что первую мою итерацию кейсов Лера оценила на 1 из 5 и пришлось всё переделывать более четко и структурно. Это был настоящий путь по кривой Даннинга-Крюгера:

  • сначала ты ничего не понимаешь и пытаешься разобраться;
  • потратив какое-то время на гугление и закончив кейсы, кажется, что ты уже супер-гуру и всё классно сделала;
  • потом получив фидбек, понимаешь, что всё не так просто и чтобы решать кейсы нужно много и регулярно читать и думать о том, как устроен бизнес и разные рынки.

После довольно напряженной первой недели стало как-то полегче. Возможно, Лера посмотрела на средний прогресс в выполнении заданий по группе и скорректировала нагрузку.

В целом, я не могу сказать, что нагрузка даже на первой неделе была какая-то запредельная: точно стоит закладывать хотя бы часов 5 в неделю на самостоятельную работу помимо лекций, но жить и совмещать это с работой/спортом/встречами с друзьями вполне можно.

В итоге

За несколько недель я познакомилась со всеми аспектами работы продакт менеджера, составила себе personal development plan (и скоро планирую к нему приступить) и сделала кучу практики своими руками.

Несмотря на то, что я собиралась не делать неинтересные или не комфортные задачи, ответственность и синдром отличницы взяли своё и я сделала абсолютно все задания. Конечно, не всё идеально, но я довольна, что получила 90% completion rate. Не 100%, потому что за каждое задание Лера выставляла балл от 1 до 5 по уровню завершенности и в половине заданий я остановилась на оценке 4, потому что лучшее враг хорошего (на самом деле, потому что не видела смысла отправлять на ещё одну проверку ради косметических исправлений и тратить на это время Леры).

Ещё по итогу и красивый сертификат есть :)

Сейчас мне кажется, что пойти на курс было правильным решением, поскольку я получила более четкую картину в голове о процессе работы с продуктом и немного расширила свою насмотренность, порешав кейсы из других областей. И даже если я никогда не стану менеджером продукта, я верю, что аналитику полезно знать и понимать продуктовую составляющую, потому что наша работа — это не считать какие-то цифры, а помогать менеджерам принимать правильные продуктовые решения и делать мир лучше.

Если вдруг вы читаете мой отзыв, раздумывая пойти ли на этот интенсив. Мой совет такой: если вы хотите послушать лекции и ничего не делать, то вам не сюда. Ценность этого курса в первую очередь в практике и получении фидбека на свою работу. Если вы не хотите что-то делать руками, то IMHO это не стоит своих денег. Если же есть желание структурировать свою работу по продукту и расширить свои знания в области продакт менеджемента, и что немаловажно — готовность выделять время на это, то интенсив — это отличная возможность.

Если после прочтения про мой опыт, вам тоже захотелось пройти через это, то вам сюда.

--

--

Mariya Mansurova

Data & Product Analytics Lead at Wise | ClickHouse Evangelist